Организация режима пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
- время приёма пищи;
- укладывание на дневной сон;
- общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
На основании санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях (правил и нормативов СанПина 2.4.1.3049 - 13) соблюдаются требования к организации режима дня:
1. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет- в соответствии с медицинскими рекомендациями.
2. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок детей составляет 3-4 часа. Прогулку организуют 2 раза в день. При температуре воздуха ниже минус 15 градусов С и скорости ветра более 7 м\с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 градусов С и скорости ветра более 15 м\с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 град. С и скорости ветра более 15 м\с.
3. Продолжительность дневного сна для детей дошкольного возраста - 2,0 - 2,5 часа. Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон – не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.
4. Самостоятельная деятельность детей 3 -7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3—4 часов.
Непосредственно образовательная деятельность:
|
Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки (включая реализацию дополнительных образовательных программ). |
Продолжительность
непосредственно образовательной деятельности. |
Максимально допустимое время в течение дня. |
В тёплый
период
года. |
Ранний возраст от 1,6 до 3 лет |
Не более 1,5 час (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). |
Не более 10 мин. |
В первую и во вторую половину дня по (8-10 мин) |
Непосредствен но образовательная деятельность проводится
на участке во время прогулки.
|
Младшая гр.
(от 3 до 4 лет) |
2 часа 45 мин. |
Не более 15 мин. |
В первую половину дня - 30 мин. |
Средняя гр.
(от 4 до 5 лет) |
4 час. |
Не более 20 мин. |
В первую пол. дня — 40 мин. |
Старшая группа
(от 5 до 6 лет) |
6 час. 15 мин. |
Не более 25 мин. |
В первую пол. дня — 45 мин.
Во вторую пол. дня — не чаще 2-3 раз в нед., не более 25 мин. |
|
С использованием компьютеров - не более одного в течение дня, не чаще 3 раз в неделю - во вторник, среду и четверг, не более 10 мин. |
|
Подготовитель ная группа
(от 6 до 7 лет) |
8 час. 30 мин. |
Не более 30 мин. |
В первую пол. дня — 1,5 час.
Во вторую пол. дня — не чаще 2-3 раз в нед., не более 30 мин. |
|
С использованием компьютеров не более одного в течение дня, не чаще 3 раз в неделю - во вторник, среду и четверг, не более 15 мин. |
|
· В середине времени, отведённого на, НОД проводят физминутку.
· Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 мин..
· НОД требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).
5. Непосредственно-образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени.
В ДОУ предусмотрено использование вариативных режимов пребывания ребенка: типовой режим дня по возрастным группам, «при плохой погоде», адаптационный, щадящий режим дня, «при карантине», индивидуальный режим дня.
- «При плохой погоде» - оптимальное распределение режимных моментов.
· Изменяется время и продолжительность прогулки.
· Активизируется режим двигательной активности детей в помещении: используются все свободные учебные помещения в детском саду (музыкальный и физкультурный залы, изостудия).
· График посещения группами данных помещений прилагается.
· Увеличивается время на игровую, совместную и самостоятельную деятельность детей.
При t воздуха ниже –18 градусов (или 15 с ветром) прогулка не проводится, максимально используются все помещения в детском саду.
- «Адаптационный» - применяется в период адаптации, продолжительность его использования согласовывается с врачом ДОУ.
· Сокращено время пребывания ребёнка в ДОУ.
· Постепенное увеличение времени пребывания ребёнка в ДОУ (индивидуально для каждого ребёнка).
· Занятия не проводятся. Рекомендованная форма работы – совместная деятельность взрослого с детьми.
· Корректируется время прогулки и дневного сна (увеличивается, сокращается или сдвигается).
· Не проводятся закаливающие процедуры.
- «Щадящий» (скорректированный) - для детей, поступивших после болезни.
· Рекомендовано уменьшение длительности пребывания ребёнка в ДОУ на 1,5-2 часа.
· Уменьшение длительности занятий на 10 минут (ребёнок подключается по желанию).
· Освобождение от занятий по физической культуре.
· Увеличение времени дневного сна на 20 минут (поздний подъём).
· Соблюдение теплового режима.
· Гибкий режим прогулок (сокращение времени прогулки, ребёнок одевается на прогулку последним и раздевается первым после прогулки).
· Сокращение времени воздушных ванн и отмена закаливающих процедур.
Продолжительность действия щадящего режима устанавливается врачом ДОУ.
- «При карантине» – на время действия карантина: организация режимных моментов и учебно-воспитательного процесса согласуется с врачом с учётом типа заболевания и организацией профилактических мероприятий.
· Прекращается контакт с другими группами.
· Уменьшается время занятий и увеличивается время прогулок (для более продолжительного сквозного проветривания, санитарной обработки группового помещения).
· Не проводится работа с раздаточным материалом.
· Занятия со специалистами проводятся в группе.
- «Индивидуальный» - для валеологического сопровождения конкретного ребёнка на определённый период времени.
Данный режим целесообразен для детей:
- 3, 4 групп здоровья;
- перенесших серьёзное заболевание;
- после длительного отсутствия (санаторий, отпуска);
- с индивидуальными особенностями (по рекомендации врачей, психологов).
· Сокращение (по возможности) время пребывания ребёнка в ДОУ.
· Увеличение времени сна.
· Сокращение умственной нагрузки.
· Отмена или ограничение физической нагрузки.
· Наблюдение врачом ДОУ.
· Особые условия организации прогулки.
